Focke-Wulf Fw190 Sturmjager / Sturmbock

Тема у розділі 'Авіабудування', створена користувачем Adolf Mebius, 7 лип 2009.

  1. Adolf Mebius

    Adolf Mebius Flieger

    Повідомлення:
    5.543
    Адреса:
    Deutschland, Böblingen
    По просьбам многих камерадов в личку, вот и назрела тема о этих модификациях машины фирмы Fw-190 для атаки бомбардировщиков или "таранных" истребителей.

    Выкладываем исключительно информацию, фото или чертежи этих модификаций.

    Напомню, что Sturmjager Fw-190 A-8/ были:

    Модификация класса "R7" - 50-мм бронестекло в козырьке кабины, дополнительная 15-мм лобовая броня фонаря кабины.

    Модификация класса "R8" - это допольнительное 30-мм бронестекло по бортам фонаря кабины + усиленные стойки, дополнительный 5-мм лист брони по бортам образовывающие "капсулу" для места пилота, также спереди "капсулы" кабины два листа 5 и 14-мм, защищен боекомплект листами 20 и 4-мм, а также консольные MK 108 (в некоторых источниках МК 103, но это ошибка) и наконец трубка Пито перенесена на законцовку крыла, также могли отсутствовать пулеметы MG 131.

    Поехали...
     
  2. Цікаві лоти

    1. Предложу интересную кобуру. Универсальная для ТТ и нагана. Оригинал. Интересный пример эрзаца военн...
      200 грн.
    2. (в наявності 10 шт.)
      Подсумки для гранат, выпуск военного времени. Оригинальные. Плотная натуральная ткань. На некоторых...
      150 грн.
    3. Чохол німецької протиіпритної накидки. Дуже гарний стан!
      2200 грн.
    4. Ранняя кобура ТТ, целая, мягкая кожа.
      1300 грн.
    5. Продам ремушок страховочный к пистолету ТТ. Оригинал.Новый-"минт".Кожа эластичная.Без трещинок.Проце...
      115 грн.
  3. Adolf Mebius

    Adolf Mebius Flieger

    Повідомлення:
    5.543
    Адреса:
    Deutschland, Böblingen
    Re: Fw-190 A8/R7 и R8 Sturmjager

    Это не то. :)
    ...
    Вот бронирование Fw-190 A8/R8 в разных примерах.

    На первом и втором рисунке визуально видно отличия версии R8 от других - это бронелист на борту защищающий кабину + бронирование фонаря кабины + MK 108.

    На третьем рисунке прекрасно видно внешнюю и внутреннею защиту версии R8.
    ...
    Стоит отметить, что дополнительные бронестекла кабины присутствовали еще на версии А-6, А-7 и А-8. На последних версиях машин класса А-8 модификаций R8 их начали попросту снимать вообще.
     

    Images:

    0001.jpg
    чертеж_fw190a8-r8.jpg
    0002.jpg
  4. Adolf Mebius

    Adolf Mebius Flieger

    Повідомлення:
    5.543
    Адреса:
    Deutschland, Böblingen
    Re: Fw-190 A8/R7 и R8 Sturmjager

    Вот три примера знаменитой JG 300 и её Fw-190 A8/R8, где на фото прекрасно видно листы бортовой брони, но снятое боковое бронеостекление фонаря кабины.
    ...
    На последнем фото хорошо видно слегка выступающий лист брони.
     

    Images:

    300_01.jpg
    300_02.jpg
    300_03.jpg
  5. Adolf Mebius

    Adolf Mebius Flieger

    Повідомлення:
    5.543
    Адреса:
    Deutschland, Böblingen
    Re: Fw-190 Sturmjager или Sturmbock

    Вот лист документа D.(Luft) T.2190 A-8 по бронированию Fw-190 A-8.

    Где:
    1. Носовое кольцо капота закрывающее кольцевидный масленый радиатор, толщина брони - 10 мм.
    2. Носовое кольцо капота закрывающее масляный бак, толщина брони - 6 мм.
    3. Вертикальное бронирование передней панели кабины, толщина брони - 15 мм (состоящих из трех листов по 5 мм).
    4. Горизонтальное бронирование передней панели кабины, толщина брони - 4 мм.
    5. Дополнительное лобовое бронестекло, толщина брони - 50 мм.
    6. Дополнительные бронестекла козырька кабины, толщина брони - 30 мм.
    7. Треугольный броне лист передней панели кабины, толщина брони - 4 мм.
    8. Бронированная спинка кресла, толщина брони - 8 мм.
    9. Вертикальное бронирование задней части кабины, толщина брони - 5 мм.
    10. Дополнительное вертикальное бронирование задней части кабины, толщина брони - 5 мм.
    11. Бронеспинка кресла пилота, толщина брони - 20 мм.
    12. Фронтальный лист защиты боекомплекта, толщина брони - 20 мм.
    13. Верхний и боковой лист защиты боекомплекта, толщина брони - 4 мм.
    ---
    На чертеже не указаны:
    1. Дополнительные боковые броне листы кабины - 5 мм.
    2. Дополнительные боковые бронестекла кабины "Торакс" - 30 мм, которые попросту снимались или не устанавливались во время эксплуатации машины. :)
     

    Images:

    fw190a8.jpg
    1 людині також подобається це.
  6. I./JG53_Adler

    I./JG53_Adler Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    1.216
    Адреса:
    Petrozavodsk, Murmansk, Russland
    Re: Fw-190 Sturmjager или Sturmbock

    Большое спасибо за схемы.
     
  7. Степной Волк

    Степной Волк Gefreiter

    Повідомлення:
    147
    Адреса:
    Чибурятия <-->Смоленск
    Re: Fw-190 Sturmjager или Sturmbock

    На фотках хорошо видно расположение бронирования как на фезюляже, так и на фонаре Fw-190 A8/R8. Причем на фотографиях, как я понял, разные по форме и размерам бронестекла.
     

    Images:

    Panzerglas fГјr eine Fw 190 A-8R8 'Sturmbock'.jpg
    Willi Maximovitz White 10.JPG
  8. Adolf Mebius

    Adolf Mebius Flieger

    Повідомлення:
    5.543
    Адреса:
    Deutschland, Böblingen
    Re: Fw-190 Sturmjager или Sturmbock

    Первое фото не помню откуда, но вроде А-8/R-8, а вот второе это фото господина Willi Maximowitz в кабине своего Fw-190 A-6 "Белая 10", после боя 23 марта 1944 года. :)
     
  9. Степной Волк

    Степной Волк Gefreiter

    Повідомлення:
    147
    Адреса:
    Чибурятия <-->Смоленск
    Re: Fw-190 Sturmjager или Sturmbock

    Так дополнительную защиту на фонарь еще и на А6 вешали:eek:? Это заводская доработка или полевая?
     
  10. Adolf Mebius

    Adolf Mebius Flieger

    Повідомлення:
    5.543
    Адреса:
    Deutschland, Böblingen
    Re: Fw-190 Sturmjager или Sturmbock

    Заводская конечно, первые машины попали в Sturmstaffel 1 ещё в 1943 году.
    ...
    Ты ещё скажи, что и про Gunther von Kornatzki не чего не слышал. :)
     
  11. Seehund

    Seehund Obergefreiter

    Повідомлення:
    56
    Адреса:
    Таврійський Степ
    Re: Fw-190 Sturmjager или Sturmbock

    1. Focke Wulf 190A8/R2 Oberfeldwebel Willi Unger. Видно бронестекло, и кусок броне плиты.
    2. Fw-190A-8/R8, W.Nr. 681 382 Hauptmann Wilhelm Moritz, Командир группы IV.(Sturm)/JG3 видно боковое бронестекло.
    3. Ну и сам Wilhelm Moritz.
    4. Focke Wulf 190 A8/R2 из 12./JG3 пилотируемый Feldwebel Gerhard Leipholz, Май 1944г., аєродром Мемминген.Отчетлево видно бронестекла и броенплиты.
    5. Focke Wulf 190 A8/R2 из 12./JG3 пилотируемый Feldwebel Otfried Baisch на фото справа,1944г. На фото хорошо видно носовое кольцо капота закрывающее кольцевидный масленый радиатор и кольцо капота закрывающее масляный бак.
     

    Images:

    1.jpg
    2.jpg
    3 Wilhelm Moritz.jpg
    4.jpg
    5.jpg
  12. Seehund

    Seehund Obergefreiter

    Повідомлення:
    56
    Адреса:
    Таврійський Степ
    Re: Fw-190 Sturmjager или Sturmbock

    Focke Wulf 190-A8/R2 5./JG4 "Белая16 " Пилот Oberfahnrich Franz Schaar 27 сентября 1944г. На обоих фото видно боковую бронеплиту.
     

    Images:

    1..jpg
    2..jpg
  13. Adolf Mebius

    Adolf Mebius Flieger

    Повідомлення:
    5.543
    Адреса:
    Deutschland, Böblingen
    Re: Fw-190 Sturmjager или Sturmbock

    Если есть боковой бронелист - это уже модификация A8/R8, а не A8/R2. Так как бортовые бронелисты не входили в комплект R2.
    Вот тут незнаю, нужны другие фото - чтобы быть уверенным на 100%.
    Тоже самое версия R8.
    А вот бронированные детали носа капота могли стоять и на R2, R7 и R8.
    Тоже самое стандартная ошибка, это R8. :)

    Чуть позже расскажу, что именно из брони стояло на разных версиях. На моём чертеже выше приведены разные варианты брони устанавливаемые на Fw-190 A-8, что-то было стандартным, а что-то нет. Освобожусь отвечу.
     
    1 людині також подобається це.
  14. Seehund

    Seehund Obergefreiter

    Повідомлення:
    56
    Адреса:
    Таврійський Степ
    Re: Fw-190 Sturmjager или Sturmbock

    Благодарю за подробный разбор и объяснение :smile_12:
     
  15. I./JG53_Adler

    I./JG53_Adler Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    1.216
    Адреса:
    Petrozavodsk, Murmansk, Russland
    Re: Fw-190 Sturmjager или Sturmbock

    А были ли подобные доработки по А9?
     
  16. Adolf Mebius

    Adolf Mebius Flieger

    Повідомлення:
    5.543
    Адреса:
    Deutschland, Böblingen
    Re: Fw-190 Sturmjager или Sturmbock

    Версия А-9 проэктировавшаяся на базе А-8/R-8, так таранным истребителем и не стала, она больше извесна как истребитель-бомбардировщик. Полевого комплекта A-9/R-7 или R-8 сделано не было.
     
    1 людині також подобається це.
  17. Степной Волк

    Степной Волк Gefreiter

    Повідомлення:
    147
    Адреса:
    Чибурятия <-->Смоленск
    Re: Fw-190 Sturmjager или Sturmbock

    И все таки во многих источниках указано, что Fw-190A без бронестекол - это модификация R2. Есть какие-нибудь пояснения на этот счет?
     
  18. Adolf Mebius

    Adolf Mebius Flieger

    Повідомлення:
    5.543
    Адреса:
    Deutschland, Böblingen
    Re: Fw-190 Sturmjager или Sturmbock

    В каких многих именно?
    ...
    Это просто не точность информации :) Имеется ввиду дополнительное бронестекло козырька кабины, а не накладные бронестекла на фонарь по бокам. :)
     
    1 людині також подобається це.
  19. Set Izengrimm

    Set Izengrimm Schütze

    Повідомлення:
    15.902
    Адреса:
    Чорний Вігвам
    Re: Fw-190 Sturmjager или Sturmbock

    А-9 мыслился вообще как самый тяжёлый Rammjager - был вариант ставить бронирование даже передней кромки крыла (чего у германских истребителей ещё вроде не случалось), но в итоге случилось вовсе не так:) - в серию он пошёл облегчённый, с уменьшенным бронированием.

    Был вариант А-9/R8 - с внешними 108-ми "тридцатками". После него решились было делать А-10, но не сложилось, отпала нужда.

    Необходимо упомянуть, что именно на А-8 проходил испытания весьма одиозные (на мой взгляд) девайсы SG 116 'Zellendusche' и SG 117 - наверняка в топике о вундерваффе он уже проскочил. "Фотоэлементарный недоджаз", если можно так выразиться:D
    ------------------------------------------------------------------------------------------

    Касательно R2 и R8 - то да, на R2 вешали Мк-108, и только; а вот R8 - это уже спецмашина, иначе не скажешь. Причём чуть ли не половина R8-х Rammjager'ов летала без фюзеляжных пулемётов.

    Именно! И все. :)
     
  20. panzer-

    panzer- Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    1.370
    Адреса:
    N.Novgorod Rus
    1)Fw-190-A8
    2) Вот диаграмма, которая показывает различие между двумя типами балдахинов на Fw-190A-8/R8.
    3)реальный Fw-190A-8/R8.которая ясно показывает последующий балдахин стиля.
     

    Images:

    wb151_2.jpg
    FuG10 EaK schema.jpg
    Fw190details3.jpg
  21. Adolf Mebius

    Adolf Mebius Flieger

    Повідомлення:
    5.543
    Адреса:
    Deutschland, Böblingen
    Re: Fw-190 Sturmjager или Sturmbock

    А что такое "балдахин"?:smile_5::eek: Может просто бронезагаловник?;)
    ...
    1. Это Fw-190 A-5/U-9
    3. Машина версии "F". :)

    Давайте не будем писать в теме не разбираясь в вопросе. :)
     
    1 людині також подобається це.
  22. Horst the Worst

    Horst the Worst Stabsgefreiter

    Повідомлення:
    236
    Адреса:
    Russia
    Re: Fw-190 Sturmjager или Sturmbock

    Симпатичная фотография, на которой запечатлены Вилли Максимовитц и Герхард Вивро.

    [​IMG]
     
  23. Sulla

    Sulla Oberschütze

    Повідомлення:
    65
    Адреса:
    USA, Boston, MA
    Re: Fw-190 Sturmjager или Sturmbock

    Adolf MebiuSS, Михаил, а можно здесь свои изыскания в области Рустзатс комплектов выложить?
     
  24. Adolf Mebius

    Adolf Mebius Flieger

    Повідомлення:
    5.543
    Адреса:
    Deutschland, Böblingen
    Re: Fw-190 Sturmjager или Sturmbock

    Конечно, выкладывай. Можем и поспорить, т.к. тема не расскрыта. :)
     
  25. Sulla

    Sulla Oberschütze

    Повідомлення:
    65
    Адреса:
    USA, Boston, MA
    Re: Fw-190 Sturmjager или Sturmbock

    Для начала стоит уяснить что комплекты с литера R то есть Rüstsätze - или полевые конверсионные наборы, с одинаковым цифровым обозначением для разных версий 190-го несли в себе различного рода усовершенствования.
    Но однозначно, что рустзатс наборы предназначались в первую очередь для использования в полевых ремонтных мастерских, хотя машины с литерой R сходили и с заводских стапелей.
    Спецификация OKL на полевой набор R8 появилась в октябре 1944 года, до этого все машины с пушками MK 108 называли R2.
    Современные авторы нередко, подписывая фото в своих изданиях, ставя R2 название к определенной машине, всего лишь хотят показать наличие пушек.
    В частности это можно увидеть здесь:
    1.jpg
    в некоторых источниках говорится, что это машина R8.

    Многие ошибочно полагают (основываясь на английском переводе таблицы бронирования различных полевых версий), что броня R8 и R2 различаются по весу в плане усиления брони в районе маслорадиатора и маслобака.

    Теперь посмотрим сюда:
    2.jpg

    и сюда:
    3.jpg и ищем различия, которые кончено есть!

    Дело в том, что бронирование мотора и навесного было неизменным для всех версий, так как мотор вместе с капотами и бронекольцами поставлялся в готовом виде на сборочные предприятие WF и никаких директив по усилению бронирования ни на предприятия БМВ, ни к Фокке-Вульфу не поступало. И если мы возьмем данные о бронезащите ранних машин, то вес бронеколец не изменяется.
    Кто нибудь видел 2190 спицификацию именно по броне на R2? Я нет.
    Но в L.Dv.T.2190 A-7/R2 und A-8/R2 про броню почему то ничего не говорится.

    План, переданный OKL на фирму Фокке-Вульф 20.10.1944 года гласил, что ежемесячно необходимо выпускать до 150 штурмовых машин, план бронирования утвержден, за основы надо взять R2, новые модификации будут называться А-8/R-8 и A9/R-8. Исключить из употребления наименование R-7.
    Бронирование машин версии R8, остается такое же как на R2, но дополнительно на лобовом стекле (написано дословно на "броня защиты от ветра") 15мм, боковые треугольные стекла - 30 мм.
    Согласно приказа OKL для переделки в штурмовую версию изымаются машины серии А с мотором БМВ 801.

    Таким образом, говорить о R8 мы может только по отношению к машинам, выпущенным после этой даты.

    Стоит также обратить внимание на то что установка пушки MK 108 потребовала ряд технических изменений технологических крышек, а также системы гильзовыброса.
    На версии R8 некторые пилоты снимали данное вооружение и ставили пулеметы, но так как вырез под 108-ю был существенно шире, то оставались крышки увеличенного размера.

    Но и здесь тоже не все так гладко, по отношению к машинам А6 наличие вооружения можно определить так же по верхним выштамповкам на консолях под патронную ленту МК108, если она есть - значит есть возможность поставить пушку, но не факт, что пушка уставлена.

    Необходимо также отметить что наличие или отсутствие бронированной защиты по бокам фонаря или "шор" никак не влияет на показатель той или иной версии.
    Боковые 30-мм бронестёкла «Thorax», на сдвижной части фонаря, которые пилоты называли «глазами», «шорами», не редко снимались, из-за плохой видимости (обзора). Обзор ухудшался с набором высоты- между стёклами нарастал лёд, замутняя вид. Причём например, на машине, ещё А-6 Вилли Максимовитца эта броня есть, она его даже спасла (есть фото его машины с пулевыми отметинами, в 1-м штурмштаффеле ), а на «Восьмёрке», он без «шор» летал.
    Вообще, только в 1-м штурмштаффеле, где летали на А-6, они стояли на всех машинах без исключения, потом по желанию пилота. Боковые бронестёкла, не относятся к отличительным признакам той или иной версии.

    Фольвген Фагнер, биограф К. Танка, приводит такую таблицу
    R1 - Fug 16ZE, A-4, A-5, B-1
    R1 - 4xETC 50 под крылом F-3
    R1 - 2x WB151/20 (подкрыльевые гондолы со спаренными Mg 151/20) A-6, A-7,8,9,10; F-3,8,15; G-3; D-9 и D-12
    R2 - 2 Mk 108 в консолях А-6,7,8,9,10; F-8 und D-12
    R3- 2 Mk 103 в консолях A-6, A-10, F-3 und F-8
    R4 - GM1 (Göring-Mishung или Göring Mixture) коплекс Ха-Ха, впрыск. А-6, А-8 und G-8
    R5 - 115 литровый бак внутри фюзеляжа для MW50. А-6,8; F-8, 16; G-3,8 и 4 бака в крыльях (315 л) для D-12, 13
    R6 - W.Gr 42
    R7 - установка дополнительной брони согласно техническому уложению
    R8 - 2 MK 108 для версии R7

    еще в списке 10 Rüstsatz но к нашей теме они отношения не имеют.

    Лейтенант Вальтер Хагенах, летавший на А-8, после войны написавший главу в книгу о 190 называет бронированную версию Sturmbock - при этом говорит, о том, что это было неофициальное название машины. Также употребляются термины "Rammen", "Rammjäger", Sturmjäger. При описании бронирования А-8 он говорит о конкретном наименовании полевого набора R8. (Sie flogen Die FW 190 Der Kregseinzatz eines berühmten Fkugzeuges, s. 123).

    Так же в исследованиях П. Родейке очень подробно освещены полевые наборы для 190-го.

    A-8/R2 - стандартный А-8 у которого внешние MG151 заменены на Mk108.
    А-8/R7 - стандартный А-8 на который навешана броня, внешние пушки остались MG151.
    A-8/R8 - это А-8 + внешние пушки Mk108 + броня, как на R7.

    Во всех вариантах пулеметы MG131 могли сниматься по усмотрению летчика.
    Так как установка МК 108 предполагала больший вырез и соответственно другие крышки и гильзовыброс, то при ее (пушки) снятии все это оставалось. Поэтому если пушки нет, а крышки от 108 - то все равно это R8.

    Существуют вопросы по названиям бронированых 190-х. Rammjäger - как их называли "отцы основатели" "бронированного движения на крепости", Sturmbock - как их называл К. Танк, или Sturmjäger как называли машины в англоязычной литературе?
    Если в литературе затрагивают личное мнение очивидца событий, то ни о каких модификациях не идет и речи, просто написано 190 или Антон или еще как нибудь. Термин "Штурмобок" вообще употребляют ко всему что летало на атаку "Крепостей". При этом в разных источниках на одно и то же фото (причем во всех изданиях указано, что фото взято из архива, у Ханса, у Питера и т.д. за что им и спасибо) имеются разные подписи.
    Вывод - подписи в плане указания на конкретный тип R мы смотреть должны предельно осторожно.

    Так же встречается мнение, что "Sturmjäger" - относится больше к пилотам. "Молодые пилоты после первых вылетов превращились в настоящих штурмягеров (штурмовиков)". В предожении о тактики работы по строю бомбардировщиков есть фразы "группа rammen приближалась.... командир звена stürmjager определял угол для атаки" и т.д.
    А наши и англоязычные авторы, видимо не сильно вдумывались в смысл терминов, и все под одну гребенку. Я не знаю, будет ли эта аналогия правильной, но это то же самое, что при переводе русского текста переводчик бы написал "командир ишаков на истребители И-16 начал атаку, один из ишаков (имеется в виду пилот) погиб в бою, еще три тупоносых разбилось при посадке". (Я думаю смысл понятен, я не силен в советской авиации, простите если что не так). И вроде "термины" то все употреблены: истребитель, ишак, тупоносый. Вот только как?

    Это в кратце, свое мнение не считаю самым верным. Если у кого есть другие аргументы, прошу к диалогу.
    Схемами из всяких непонятных издательств типа АероДетайл и Скуадрон не доверяю в принципе.
     
    2 користувачам це сподобалось.